Региональный модельный центр
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Педагоги Югры — 2020

О проекте

5-7 ноября Сургутский государственный университет провел онлайн-форум «Педагоги Югры» – дни Кружкового движения Национальной технологической инициативы.

СурГУ является региональной площадкой Кружкового движения Национальной технологической инициативы, а значит, у педагогов ХМАО появился  уникальный шанс получить информацию от экспертов федерального уровня, руководителей акселераторов профилей Олимпиады НТИ. Работа форума  проходила в дистанционном формате — в Zoom.

Программа содержит два трека –для педагогов и для школьников. Профессиональный трек форума включает вопросы развития КД НТИ, организации площадок подготовки школьников к Олимпиаде НТИ, запуска технологических кружков на базе школ, передовые практики для педагогов и наставников, особенности подготовки школьников по профилям «Умный город», «Инженерные биологические системы».

Трек для школьников включает хакатоны по профилям «Умный город»«Инженерные биологические системы. Ситифермерство».

Мероприятия форума провели эксперты федерального уровня, руководители акселераторов профилей Олимпиады НТИ! Участниками стали руководители образовательных организаций, педагоги, наставники, а также школьники 8-11 классов.

Полная программа онлайн-форума «Педагоги Югры — дни Кружкового движения НТИ


Ход реализации проекта

За три дня работы 177 человек стали не просто слушателями онлайн-форума, а его активными участниками, вовлеченными в работу мероприятия. Форум включал два трека: профессиональный трек для педагогов, наставников, руководителей образовательных учреждений и обучающий трек для школьников.

Первой задачей профессионального трека 5 ноября стало обсуждение особенностей подготовки школьников по профилю «Умный город». Об этом педагогам рассказала Валерия Таратушкина – разработчик инженерной задачи и ведущий финального этапа профиля «Умный город». Какова тематика профиля, требования к участникам, понятие «открытых» задач; как провести урок НТИ; почему можно хорошо знать теорию и решать практические задачи, но не справиться с задачей финала – такие этапы подготовки школьников озвучила спикер. Участникам были даны подробные инструкции, ссылки на видеоуроки и курсы и прикладные материалы для самостоятельной подготовки участников.

Спикером Форума стала и Ольга Заборская — преподаватель факультета инженерной школы Московского Политеха, инженер-биолог, руководитель профиля «ИБС. Агробиотехнологии» Олимпиады КД НТИ. Ее выступление было особенно полезным для наставников по профилю «Инженерно-биологические системы». Преподаватели узнали, как соотнести базовые школьные знания и распределить роли в команде, как сделать участие в Олимпиаде НТИ инструментом мотивации для выбора профессии.

6 ноября, второй день работы Форума «Педагоги Югры», стал еще более насыщенным по содержанию. Профессиональный трек представляла Татьяна Пирог — руководитель акселератора профилей Олимпиады НТИ, методист направления юниоров Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», магистр образования (Med) Манчестерского университета. Выступление спикера было направлено на моменты организации вовлечения в олимпиаду НТИ и Джуниор, уроки НТИ, спецпроекты Олимпиады НТИ, запуск технологических кружков на базе школ, методику работы с командами при подготовке к Олимпиаде НТИ, формы, методы, инструменты и сервисы для проведения соревнований в онлайн-формате. К трансляции присоединялись также гости-эксперты: Ульяна Колусенко (руководитель направления по работе с наставниками региональных площадок), Мария Рачинская (руководитель проекта «Практики будущего», Марина Муращенко (руководитель направления «Конкурс кружков», руководитель Олимпиады НТИ Junior Нина Левина, руководитель профиля «Геномное редактирование» Сергей Седых. Для участников было ценно получить информацию от представителей команды НТИ и ответы на свои вопросы.

Также 6 ноября был проведен онлайн-хакатон по профилю олимпиады НТИ «Инженерные биологические системы. Ситифермерство». Ведущим хакатона выступил Сергей Строков, разработчик профиля «Ситифермерство», куратор проекта «Гидропонные системы», «Московский политехнический университет», ассистентом — Ольга Заборская, разработчик профиля «Ситифермерство», преподаватель инженерной школы и сотрудник кафедры «Химической технологии и биотехнологии» Московского политехнического университета. Участники хакатона были поделены на две команды, каждая из которых получила задание для выполнения. Так, команда №1 проектировала модель ячейки гидропонной станции для выращивания базилика. Задачей ребят также стало обоснование контролируемых параметров и разработка алгоритмов управления гидропонной станцией. Команда №2 разрабатывала установку с капельным поливом для выгонки рассады саженцев дыни. Ведущие поставили перед ними серьезные задачи – от выбора конструкции до формирования алгоритма управления. Каждая из команд успешно справилась с заданием. Итогом работы стало представление своего проекта. «Несмотря на то, что детей-участников было немного, они удивили глубиной познаний, — поделился ведущий хакатона Сергей Строков. – Одна из команд хорошо справилась с биологией и логической составляющей, другая – с программированием».

Для школьников, не попавших на хакатон, бонусом стала открытая лекция Ольги Заборской «Ситифермерство».

7 ноября Форум продолжился уже только для школьников – был проведен онлайн-хакатон по профилю олимпиады НТИ «Умный город». Его провела команда в составе Егорова Артема, Чеботаревой Алины и Таратушкиной Валерии. Участниками стали 4 команды. Каждая команда должна была разработать проект умного дома, который необходимо было реализовать с помощью ограниченного набора комплектующих, уложившись в предоставленное для работы время.

Куратор команд Алина Чеботарева поделилась впечатлениями о работе ребят: «На хакатоне участники попробовали себя в роли сотрудников проектного бюро. Командам предстояло побороться в конкурсе на создание проекта дома со встроенной системой «Smart City» для нового микрорайона. Работа проходила в дистанционном формате с помощью платформы Tinkercad Autodesk. Каждая группа представила концепцию частного дома, в основу которой легли следующие требования: комфортное пребывание, безопасность жителей и рациональное использование ресурсов. Также были разработаны 3D-модели зданий и спроектированы электронные схемы системы «умный дом». Не обошлось без составления отчетной документации в виде технического задания на проект и отчетной презентации. Хакатон имел ознакомительно-образовательный характер, так как большинство ребят не имели опыта в программировании и моделировании объектов. К сожалению, не все участники дошли до конца. Одни решили отказаться участвовать сразу после оглашения задания, а другие покинули мероприятие в процессе. Участники отметили пользу приобретенного опыта, а также озвучили планы на будущее: выразили желание ближе познакомиться с контроллерами «ардуино» и программами для 3D-моделирования. Самым большим открытием стала необходимость отсева информации из сети, потому что ресурсы, которые посетили команды, могли быть бесполезны. И, несмотря на неполное выполнение задание, команды показали достойные результаты даже без опыта работы с подобными программами».

«Идея проведения такого хакатона мне очень понравилась, — рассказал один из участников мероприятия Тофиг Алиев. – Мы слаженно работали с командой благодаря точному распределению обязанностей и функций. Каждый не вмешивался в работу другого, но при этом удалось прийти к конечному результату, соблюдая правила тайм-менеджмента. Минусом показалось то, что предложенная виртуальная площадка была с ограничениями, которые стали все-таки сложностью для команды».

Также 7 ноября прошли две открытые лекции для школьников: Алина Чеботарева, модератор рабочей группы профиля «Умный город» провела лекцию «Проектируя город будущего»; Сергей Седых, кандидат биологических наук, научный сотрудник ИХБФМ СО РАН НГУ прочел лекцию о технологии геномного редактирования, сферах ее применения, возможностях и ограничениях.

Интерес участников к направлению НТИ и благодарность участвовавшим спикерам показали, что цель Форума – объединить усилия команд, муниципальных органов власти, организаций дополнительного образования детей, дать новый импульс развитию кружкового движения НТИ в Югре – была достигнута.