Региональный модельный центр
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Педагогический потенциал Югры определили в онлайн-пространстве

Педагогический потенциал Югры определили в онлайн-пространстве

Вчера, 29 апреля, в формате видеоконференции с использованием сервиса Google Meet состоялся основной этап уже третьего по счету регионального конкурса лучших практик дополнительного образования «Педагогический потенциал Югры». Конкурс направлен на выявление и распространение лучших практик передового и инновационного педагогического опыта дополнительного образования, повышение профессиональной значимости и общественного признания деятельности педагогических работников, а также стимулирование их профессионального роста.

В режиме видеосвязи югорские педагоги представили комиссии экспертов из Сургутского госуниверситета и Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа свой уникальный практический опыт, защитив конкурсные проекты по практике применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, методическому обеспечению, а также педагогической практике в дополнительном образовании.

Напомним, по итогам технической и содержательной экспертиз из 70 поданных работ в основной этап конкурса прошли только 24 проекта из 10 муниципальных образований округа. Тематика работ разная, но при принятии решения о допуске в основной этап жюри учитывало инновационный характер педагогической практики, полное описание средств и способов реализации, актуальность, значимость полученных результатов для образовательных организаций Югры.

Для начала разберемся, что же такое «потенциал». Это способность человека к развитию, внутреннему росту и расширению своих возможностей. У каждого он свой и зависит от совокупности нашего интеллекта и психологического здоровья, а также жизненных задач и целей, которые мы ставим перед собой. О том, как какие цели преследует региональный конкурс по выявлению педагогического потенциала в дополнительном образовании, накануне в интервью рассказала председатель жюри кандидат педагогических наук, доцент профессионально-педагогических технологий Марина Шалунова.

Марина Геровна отметила, что в настоящее время система дополнительного образования испытывает определенный подъем. Это связано с тем, что развитие идеи демократизации российского общества и реализация стратегии модернизации общего образования привели к новому пониманию смысла дополнительного образования.

«Сегодня дополнительное образование – это не просто организация досуга ребенка, а именно дополнительное к общему образование, призванное удовлетворить индивидуальные образовательные запросы и потребности каждого обучающегося. Отличительной чертой дополнительного образования всегда являлся высокий уровень мотивации, поэтому и сегодня для конкретного обучающегося значение дополнительного образования может быть гораздо выше, чем значение школьного образования. Как правило, дополнительное образование позиционируется, во-первых, как открытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными, культурно-досуговыми общностями. Во-вторых, это вариативность образования, которое предполагает применение разных программ, видов деятельности, режима и форм освоения программ, наличие каких-то индивидуальных образовательных маршрутов. В-третьих, это социокультурная практика, творческая и созидательная деятельность в социуме. Как раз этого и не хватает нашим обучающимся в современном мире. Поэтому модернизация системы допобразования, которая осуществляется на современном этапе, ставит перед педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования новых образовательных практик и распространение наиболее успешных из них. Именно с этой целью в округе проводится региональный конкурс лучших практик «Педагогический потенциал Югры», – прокомментировала председатель.

Эксперт Шалунова также подчеркнула, что на конкурс представляются работы, раскрывающие уникальный педагогический, методический и управленческий опыт. Тот опыт, который превосходит по своей эффективности другие альтернативные способы достижения определенных целей, обозначенных в Концепции развития образования, и пригоден для адаптации, распространения, внедрения в деятельность других педагогов образовательных организаций Югры.

Марина Геровна особо выделила, что в этом году конкурсные работы в большей мере отражают целостный подход к описанию передового педагогического опыта. Все это благодаря системной работе Регионального модельного центра дополнительного образования детей, эксперты которого проводят большое количество курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования. Содержание курсов направлено на формирование компетенций, связанных с проектированием общеобразовательных программ дополнительного образования, отбором современных педагогических технологий, экспертизой программ, маркетинговой деятельностью, а также компетенций, обеспечивающих обобщение и описание собственного педагогического опыта и публичного представления результатов своего труда на конкурсах профессионального мастерства.

На установочном собрании конкурсантов поприветствовали и пожелали успехов председатель жюри Марина Шалунова и модератор начальник управления по науке и инновациям, преподаватель кафедры экспериментальной физики Политехнического института СурГУ, педагог Регионального модельного центра дополнительного образования детей Владимир Терещенко. Далее конкурсанты вошли в вебинарные комнаты, где и проходила защита инновационных проектов.

По результатам очной защиты в номинации «Практики методического обеспечения в дополнительном образовании» I места удостоен проект заместителя директора по учебно-воспитательной работе Эколого-биологического центра (г. Сургут) Марины Маюровой «Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Водные экосистемы» естественнонаучной направленности».

В номинации «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании» I место за уникальный проект «Лаборатория биологических наук (организация работы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности на основе системы дистанционного обучения Moodle)» завоевал учитель биологии лицея № 2 (г. Нижневартовск) Алла Хисамова.

Больше всего конкурсных работ было представлено в номинации «Педагогические практики в дополнительном образовании (все направленности)». Поэтому и победитель здесь не один!

I место

— Проект «Развитие soft skills и предпрофессиональных навыков в области журналистики у детей 11–15 лет через участие в межшкольном сетевом проекте «Школа начинающего юнкора» (автор: педагог дополнительного образования лицея № 3 Екатерина Трофимова, г. Сургут).

II места

— «Традиции и обычаи русской кухни» (авторы: педагоги дополнительного образования Центра дополнительного образования Оксана Жилина и Светлана Сушицкая, п. Горноправдинск).

— «Технологии и методы развития творческого технического мышления, обучающихся на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Радиоэлектроника: шаг за шагом» (авторы: методист Эльза Хайруллина, педагог дополнительного образования Петр Горбунов, руководитель Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» Линара Хайдарова, г. Нижневартовск).

— «Реализация проекта «Технопарк» в Сургутском районе. 2018–2022 гг.» (автор: заместитель директора Виктор Никитин, соавторы: педагог дополнительного образования Елена Андреева, заместитель директора Марина Жабская, педагоги дополнительного образования Анастасия ЛефароваАнна МитрофановаЛеонид Михеев и Алсу Нуриева Центра детского творчества, г.п. Белый Яр).

III места:

— «Школьное музейное движение» (авторы: педагог дополнительного образования Ольга Пархоменко и заместитель директора по воспитательной работе Людмила Хайруллина, СОШ № 2, г. Югорск).

— «Социально-просветительский проект «Музей одного дня «Автобус Победы» (авторы: заместитель директора по воспитательной работе Альмира Низамова; педагог-организатор Владислав Прилепин, руководитель структурного подразделения Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» Наталья Саблукова, г. Нижневартовск).

— «Практика дополнительного образования «Театр для жизни». Система занятий фольклорного театра, основанная на технологиях «Проект», «ТРИЗ», «Критическое мышление», «Портфолио», «Творческие игры. Игры-ситуации с условиями неопределенности» (автор: педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Елена Краснова, г. Белоярский).

Поздравляем победителей и призеров конкурса! Желаем новых профессиональных побед!

Автор: Дарья Вейраух