Региональный модельный центр
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Форум «Педагоги Югры»

О проекте

31 октября – 1 ноября 2019 года в Сургутском госуниверситете проходил форум «Педагоги Югры». Эксперты и ученые съехались на образовательный форум, чтобы поделиться с югорчанами своим опытом и интересными разработками.

Стремительно меняющийся мир требует от системы образования больших перемен в структуре и содержании. Работа форума была направлена на приобретение новых знаний и навыков для плодотворного и, конечно, перспективного сотрудничества педагога и учащихся.

Программа форума включала два трека – «Техника» и «Биология».

Программа форума


Ход реализации проекта

На треке «Техника» проводилась работа по созданию междисциплинарной лаборатории «Изображения Земли из космоса», целью которой является развитие технологий использования данных дистанционного зондирования Земли в образовании и подготовке кадров, обладающих компетенциями в сфере управления территориями на основе актуальной геопространственной информации.

В основе лаборатории – аппаратно-программный комплекс «Лоретт», успешно прошедший очередной этап апробации в течение работы форума: состоялось три демонстрационных приема изображений Земли из космоса с космических аппаратов Fengyun и Aqua в режиме реального времени на станцию «Лоретт», установленную на крыше одного из корпусов СурГУ.

Форум посетили учащиеся и педагоги Сургутского естественно-научного лицея, МБОУ Гимназия «Лаборатория Салахова», СОШ № 31, МБОУ Лицей №1, г. Сургут, Центра творчества Сургутского района, СОШ № 4, г. Лангепас, а также студенты, магистранты и преподаватели Сургутского государственного университета.

Генеральный директор инженерной компании «Лоретт» Владимир Гершензон открыл трек лекцией на тему «Изображения Земли из космоса для управления территориями». Директор по развитию компании «Лоретт» Карина Никитская провела семинар для педагогов «Космические снимки и геопространственные данные в проектных работах школьников».

Участники форума посетили мастер-класс Марии Дорофеевой «Высокодетальная космическая съемка для экологического мониторинга» и тренинг по работе с открытыми источниками геопространственных данных и космических снимков. Ведущий инженер компании «Лоретт» Сергей Урванцев прочитал лекции «Будни на МКС» и «Как выживают спутники», а также провел мастер-класс «Расчет орбиты спутника». Кроме того, школьники и студенты приняли участие в увлекательной квест-викторине «Живая карта» и собрали IQ-пазлы с изображениями космических снимков, самостоятельно определив территории, изображенные на них.

Под руководством Сергея Урванцева и Карины Никитской ребятам удалось осуществить демо-прием спутникового сигнала. Как оказалось, один «взгляд» спутника охватывает полосу земной поверхности длинной 2500 км и шириной 750 км!

Профессионалы проведут тематические лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, квест-викторины для изучения и освоения новых методик с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Так, на первом треке Владимир Гершензон – генеральный директор московской компании «Лоретт», эксперт рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросу дистанционного зондирования Земли на территории России выступил с лекцией «Изображение Земли из космоса для управления территориями». Владимир Евгеньевич продемонстрировал учителям географии, биологии, технологии, информатики, математики, физики, учащимся 7–10-х классов междисциплинарные проектные лаборатории – уникальную отечественную разработку в сфере спутникового мониторинга для использования в основном и дополнительном образовании детей.

На треке «Биология» сургутские школьники . Ученые Сибирского федерального университета – Валентина Кратасюк, Надежда Римацкая и Олег Сутормин представили учителям, школьникам и их наставникам полный цикл научного исследования.

«Мы уже четвертый раз приезжаем в СурГУ, чтобы провести занятия с аспирантами и преподавателями, научить их уникальному научному методу. Ваши педагоги намного активнее, чем наши, красноярские! Наша разработка – портативная лаборатория для экологического, медицинского и других видов мониторинга. Министерство образования и науки Российской Федерации стало организовывать базовые школы, целью которых является формирование у школьников исследовательских компетенций. Мы занимаемся исследованием светлячков – это интересная для детей тема. Сегодня я расскажу, что такое наука, что такое научный метод, а также мы проведем исследовательские работы. Совместно с СурГУ мы подали заявку в Российский фонд фундаментальных исследований «Формирование исследовательских компетенций у школьников». Его основная цель – понять, каким образом нужно настоящие научные компетенции ученого, который получает новые знания, сделать компетенциями школьников, которые изобретают велосипед. А для этого мы используем реальный инструмент, которым пользуются ученые, и могут освоить школьники. Мы радостно передаем свой опыт, он нужен не только СурГУ и Сургуту, но и Сибирскому федеральному университету!» – прокомментировала автор инновационных разработок в сфере образования профессор Кратасюк.

Лекцию о научном методе провела Кратасюк Валентина Александровна, доктор биологических наук, профессор кафедры биофизики СФУ. Научный сотрудник Лаборатории биолюминесцентных биотехнологий СФУ Римацкая Надежда Валерьевна рассказала о том, что такое биолюминесценция, а также о портативном люминометре LumiShot, который является наиболее эргономичным на сегодняшний день универсальным периферийным устройством для регистрации потоков света в режиме счета одиночных фотонов. Это уникальное устройство разработано в Сибирском Федеральном университете.

Сфера применения люминометров достаточно обширна и включает в себя мониторинг токсичных и опасных веществ в воде, почве, воздухе, медицинскую диагностику, в том числе в спортивной медицине, а также научно-исследовательскую работу в лабораториях вузов и научных институтах, образовательные практикумы в вузах и школах.
Люминометр компактен и универсален, может использоваться с любой методикой, в основе которой лежит излучение света, например, при работе со светящимися бактериями, грибами, белками.

Реализуя трек «Биология», учащиеся проводили собственные научные эксперименты под контролем экспертов.

В ходе практической работы учащиеся работали с реагентом «Энзимолюм» и оценивали потенциальный вред и токсичность образцов воды, овощей и фруктов, а также газированных напитков и табачных изделий.

Ребята представили результаты проведенных исследований в докладах.

Так, исследование токсичности водопроводной и бутилированной воды показали, что сургутская водопроводная вода является чистой и пригодной для питья.

Среди напитков «Ассоль», «Bon Aqua», Mirinda, Fanta, Pepsi тест на токсичность прошли «Ассоль» и «Bon Aqua».

Сделанные выводы подтвердили предположения, что ни один из газированных напитков не является полезным для организма человека, табак также действует разрушающе на здоровье людей.

Ребята использовали метод остаточного свечения для измерения содержания вредных веществ в овощах и фруктах (помидор, редиска, капуста, огурец, банан).

Также школьники с помощью приборов люминометров убедились в истинности правила «пяти секунд», согласно которому патогенные бактерии просто не успевают «переползти» на продукты питания и сделать их опасными. На поднятом с пола лакомстве микробов якобы оказывается настолько мало, что они легко разрушаются желудочной кислотой.

На треке «Биология» участники узнали, как сделать научное открытие с помощью лабораторного комплекса «Энзимолюм», что такое биолюминесценция, какие научные исследования в области биолюминесцентного анализа и экологического мониторинга выполняют красноярские школьники.